Бизнес-планирование

7 октября 2012 г.

 

Бизнес-план представляет собой детальное обоснование концепции, предназначенной для реализации какой либо предпринимательской идеи (бизнес-идеи).

При бизнес-планировании необходимо предусмотреть все мероприятия, которые необходимо осуществить для реализации какой-либо предпринимательской идеи, и разработать схему финансового обеспечения этих мероприятий. Второй целью бизнес-планирования выступает выявление возможного дохода от реализации идеи и определения уровня прибыльности (или убыточности) возможного варианта реализации идеи.

Для того чтобы бизнес-идея была реализована, необходимо еще на стадии подготовки бизнес-плана продумать все организационные и технические вопросы, схемы финансирования проекта, спланировать весь будущий бизнес, оценить инвестиционные затраты.

Бизнес-план может помочь не только объяснить инвестору суть будущего проекта, но и самому предприятию указать на некоторые ключевые моменты, которые не были ранее заметны. Для банков же бизнес-план часто является основанием для расчетов кредитных рисков, величине кредитной линии и процентной ставки. Ведь в финансовой модели бизнес-плана указывается не только размер кредита, но также кредитная ставка и график привлечения и погашения кредита.

Для внутреннего пользования, когда не стоит цель привлечения кредита в инвестиционный проект, бизнесс-план также может быть очень ценен. Еще на стадии составления бизнес-плана собственник предприятия может сделать выводы о целесообразности бизнес идеи и сэкономить значительные денежные средства.

Бизнес-план нужен тому, кто будет вкладывать деньги в инвестиционный проект. Главная цель бизнес-плана - это доказать частному инвестору, что изложенная в нем бизнес идея  нова, перспективна и прибыльна. А для банков главное понять, что бизнес-план доходчиво и грамотно объясняет источники своевременного погашать кредит. Для самого же предпринимателя бизнес-план - это возможность с профессиональной точки зрения понять о перспективности будущего бизнеса и оценить объем инвестиций.

При разработке бизнес-плана предприниматель должен найти ответы на основные вопросы:

- как начать собственное дело в соответствии с поставленными целями?

- как организовать деятельность фирмы, чтобы она была эффективной?

- кто займется организацией нового производства?

- когда следует ожидать первых доходов?

- как уменьшить возможный риск?

- как обойти конкурентов?

Вопросы управления, маркетинга, финансирования, распределения обязанностей  – все это должно быть решено на бумаге при разработке бизнес-плана. Только в этом случае ваш бизнес имеет шанс на успех. Ведь даже когда на бумаге все гладко и, казалось бы, все учтено и предусмотрено, всегда нужно делать поправку на непредвиденные обстоятельства.

Бизнес-план – это документ, являющийся результатом бизнес-планирования, т.е. исследования внешних и внутренних факторов оказывающих влияние на конретный вид предпринимательской деятельности.

Для осмысления последовательности действий при бизнес-планировании рассмотрим структуру бизнес-плана.

Структуру бизнес-плана достаточно стандартна, вне зависимости от объема необходимых инвестиций, а также от того, кто обращается за ним: начинающий свой бизнес предприниматель, давно функционирующее предприятие, потенциальный инвестор или кредитное учреждение.

Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов:

  1. Резюме проекта (краткое описание)
  2. Описание предприятия
  3. Описание продукции (работы, услуги)
  4. Анализ рынка
  5. Конкуренция
  6. Маркетинговый план
  7. План производства
  8. Финансовый план

 

Рассмотрим содержание каждого раздела.

 

1. Резюме проекта

В самом начале документа находится резюме, где излагается краткое содержание вашего бизнес-плана, приведены ключевые моменты и основные цифры. Резюме обычно составляется уже после того, как готов весь план.

В резюме должны быть отражены следующие пункты:

  • ваши цели, пути их достижения;
  • возможности вашего бизнеса, в т.ч.  новые услуги, не имеющие конкуренции; 
  • намеченные вами рынки сбыта, прогноз реализации в количественном и денежном выражении, ценовая политика;
  • ваше конкурентное преимущество, слабые места конкурентов;
  • прогноз финансовых результатов: доходы, прибыль, сроки оборота средств, рентабельность, окупаемость инвестиций и пр.;
  • необходимая сумма инвестиций.

 

2. Описание предприятия

Если бизнес-план составляется с целью привлечение денежных средств (получение кредита) или с целью привлечения потенциальных партнеров, то в данном разделе необходимо привести Ваши текущие реквизиты (телефон, факс, электронную почту, юридический и фактический адрес, организационно-правовую форму) и  описать планируемую структуру будущего предприятия и виды деятельности.

Если бизнес-планирование Вы делаете для себя, то в данном разделе необходимо указать Ваше видение организационно-правовой, производственной и технологической структуры Вашего будущего бизнеса.

Тут же необходимо наметить план и бюджет организационных действий:

- регистрация предприятия или ИП,

- аренда производственных помещений,

- открытие счета в банке,

- постановка на учет в налоговом органе,

- постановка на учет во внебюджетных фондах,

- подача сведений в органы статистике,

- и т.п.

В этом разделе нужно выделить общие и конкретные цели Вашего бизнеса, долговременные и оперативные. Расставьте приоритеты по конкретным целям, укажите планируемые сроки их исполнения. Если вы сумеете правильно сформулировать основную цель деятельности Вашего бизнеса – это большой плюс. Правильная формулировка целей очень важна, от нее зависит итоговая оценка всей вашей деятельности.

На этом же этапе Вам необходимо определиться с видами деятельности Вашего бизнеса. Необходимо что бы Ваш вид деятельности соответствовал ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности http://www.okvad.ru/ ), в зависимости от выбранного Вами вида деятельности, Вы будете определять свою налоговую политику.

 

3. Описание продукции (работы, услуги)

В данном разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции и услуг, которые будут предложены на рынок. При описании основных характеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые эта продукция даст потенциальным потребителям, а не только на технических подробностях.

Рассмотрите юридическую возможность реализации вашей продукции (услуги). Избегайте нарушения законности! Из-за копеечной прибыли Вы можете потерять миллионы, или лучшие годы провести в местах не столь отдаленных. Обязательно проверьте:

- Разрешена ли Ваша деятельность законом? Например, продажа наркотиков и оказание услуг сексуального характера в нашей стране запрещены.

- Нужны ли какие-либо разрешения и лицензии? Многие виды деятельности подлежат лицензированию, а товары – сертификации.

- Имеете ли Вы право на производство данной продукции (услуги)? Возможно, Ваша продукция является объектом интеллектуальной собственности или защищена патентом.

Важно подчеркнуть уникальность и отличительные качества продукции (услуги), те качества, которые отличают Вашу продукцию от продукции конкурентов. Данный раздел должен содержать ответ на вопрос: «Почему покупатель должен отдать предпочтение Вашему продукту (услуге).

Одним из ключевых моментов конкурентоспособности продукта (услуги) является его цена. Опишите рыночную ситуацию и Вашу ценовую политику. Если Ваш товар уникален, то обоснуйте стартовую рыночную цену. Необходимо найти оптимальное (наиболее прибыльное) соотношение цены и объема продаж.

Определите рыночного адресата Вашей продукции (услуги), кто, какая группа людей будет являться потребителем. Исходя из этого, Вы сможете определить допустимый объем реализации, и, как следствие, предельный объем Вашего производства.

Учитывайте возможную сезонность потребительских свойств Вашего продукта (услуги). Разработайте мероприятия повышения объемов реализации в моменты пикового спроса. Предусмотрите альтернативную нагрузку на производственные мощности и трудовые ресурсы в период минимального спроса на данную продукцию (услугу).

Если Ваша продукция требует каких-то особых условий хранения, транспортировки или обращения, то обязательно опишите данные требования, т.к. они могут значительно повлиять на себестоимость.

Если вы планируете заниматься розничной или оптовой торговлей, то опишите источники пополнения товарных запасов и закупочные цены.

 

4. Анализ рынка

Давая оценку рынку продукции (оказываемых услуг) необходимо предварительно досконально изучить свой рынок, круг потенциальных потребителей и конкурентов.

Анализ рынка должен дать ответ на следующие вопросы:

  1. Кто Ваш потребитель? Что он желает получить, покупая Ваш товар? Что не устраивает потребителя в сегодняшней ситуации?
  2. Кто Ваши конкуренты? Какова их политика продаж? Какие слабые места Вы видите в их политике?
  3. Какова цена на рынке на аналогичный товар? Имеются ли заменители Вашего товара и какова их цена? Какова текущая доступность товара? Имеются ли какие-либо ограничения или дефицит товара?

Где взять эту информацию? А Вы поставьте себя на место потенциального потребителя Вашей продукции и попытайтесь спрогнозировать свои желания и поведение.

Вам будет намного проще взглянуть на Ваш товар глазами покупателя, если Вы письменно охарактеризуете своего потенциального потребителя: возраст, пол, образование, профессию, уровень дохода, образ жизни, социальную принадлежность, любимое занятие, вредные привычки.

После того, как Вы определитесь с целевой аудиторией, Вам будет много проще определить место для Вашей торговой площадки и для размещения рекламы. Это в равной силе актуально как для реальных торговых площадок, так и для торговли через интернет.

Для того чтобы собрать информацию о конкурентах и существующей рыночной цене на аналогичные товары попробуйте купить данный товар. Совсем необязательно покупать товар реально, вполне достаточно просто найти интересующий Вас товар и определить его доступность и цену.

Для того, что бы можно было анализировать собранную информацию, рекомендуем составить таблицу следующего вида:

Продавец

Цена товара

Название

Адрес

Товар 1

Товар 2

Товар N

Продавец 1

 

 

 

 

 

%0

Контактная информация
Твой бизнес
+7 927 510 27 41